logoosvitniy_centr

Юрий Гуленок,


Первый заместитель Генерального директора
Украинского финансово-промышленного концерна "УФПК"

Практический опыт внедрения экологически значимых инновационных технологий


Доклад на семинаре
"Актуальные экологические вопросы в контексте внедрения принципов устойчивого развития в Украине", рганизованном Украинской образовательной программой реформ (УОПР) для представителей СМИ южного региона Украины (Евпатория, 29 сентября 2004г)


В конце 80-х годов прошлого века в журнале "Изобретатель и рационализатор" была опубликована любопытная информация. Якобы Япония предложила советскому правительству чрезвычайно выгодную сделку: продать (купить) архивы бесполезных изобретений. Речь шла о той части архивов "ВОИРа", где хранились заявки, не удостоенные статуса изобретения по причине невозможности реализации (например, вечный двигатель) либо бесполезности для общества (например, устройство для почёсывания спины). Называлась очень солидная стоимость сделки. Сообщалось, что после долгих раздумий наша сторона отказалась. Возникает естественный вопрос: зачем японцам то, что никому не нужно?

Когда изобретатель Попов подал своё первое ходатайство о выделении средств на доработку своего первого радиоустройства, министр собственноручно начертал резолюцию: "На такую химеру отпускать денег не разрешаю". Не удалось добыть денег на свои опыты в этой сфере и Резерфорду. Только итальянец Маркони, сын и внук успешных бизнесменов, сумел найти инвесторов (естественно, в своей семье), разработал технологию, наладил производство и сделал на этом свой первый миллион.

Мораль: сделать великое изобретение - не велика честь, куда важнее правильно оценить его и внедрить.

И если журнал "Форбс" рассматривает современную нам историю человечества как историю изобретений и открытий, ощутимо изменивших мир; то не менее справедливо говорить и об истории нереализованных изобретений, которые могли бы сделать мир совершенно иным. Наверное, японцы понимают это лучше нас.

Итак, если Вы сегодня откроете, допустим, лекарство, излечивающее от рака, СПИДа и туберкулёза, это не означает, что завтра Вы спасёте миллионы больных. Не Вы их спасёте. Их спасёт инвестор, которого Вы сумеете убедить в реальности Вашего открытия. И не завтра, а тогда, когда он вложит в Ваше открытие необходимую сумму денег. Но это при условии, что Вы сумеете его убедить. Поэтому нормально, когда посредником между собственником патента и инвестором выступает инновационный менеджер. В нашем конкретном случае инновационный менеджмент осуществляет объединение предприятий - Украинский финансово-промышленный концерн "УФПК".

А теперь поговорим о том, как на практике осуществляются инновационные технологии. Реальный пример из области экологических инноваций. Вам сегодня будут говорить о проблеме СОЗов, которая представляет серьёзную угрозу для человечества, и на решение которой мировым сообществом выделяются немалые средства. А мы сегодня располагаем патентозащищённой и экологически чистой технологией утилизации СОЗов. Но это ни в коей мере не означает, что мы спасём человечество от этой напасти, потому что изобретение - это только первый этап долгой дороги. Вкладывать деньги в изобретение, основанное на лабораторных опытах, - это очень большой риск.

Второй этап - промышленная установка. (Это то, на что Попов просил деньги у морского министра.) Если Вы находите такое финансирование и создаёте промышленную установку, вполне может оказаться, что она не работает так, как ожидалось на основании лабораторных экспериментов. Значит деньги выброшены на ветер. Предприятие имеет убытки, а инновационный менеджер рискует потерять работу. Понятно, что даже венчурные фонды не хотят рисковать на этой стадии.

Третий этап. Вы вложили деньги, и первая опытная установка заработала. Всем нравится. Приходит инвестор? Нет. Надо изучить рынок, просчитать возможный экономический эффект, взвесить все возможные риски. То есть, нужно разработать подробный инвестиционный проект. Как мы работаем на третьем этапе? Живой пример - ещё одна проблема.

Американские демографы прогнозируют в первой половине века стойкий переток сельского населения в города. Причина - истощение почв, эксплуатируемых мелкими и средними собственниками, которые не имеют достаточных средств для восстановления плодородия земель. Это ли не катастрофа? Между тем, проблема решаема. Мы сегодня располагаем технологией восстановления гумуса путём утилизации илов городских стоков. В настоящее время ведём переговоры с Хмельницким горисполкомом и Киеврадой о реализации пилотного проекта. Почему это возможно? Потому что там, где не рискнёт частный инвестор, может пойти навстречу государственная структура. Потому что проблему накопления илов уже нельзя откладывать. Государство рискует? Не совсем. УФПК имеет комплексный проект утилизации отходов жизнедеятельности большого города, в котором учтены успешные разработки учёных Ивано-Франковска, Киева, Харькова, Одессы и Николаева. Есть работающее оборудование. То есть, разработка, фактически, уже прошла второй этап и находится на третьем. Назовём его экономическим обоснованием проекта.

Но есть ещё и четвёртый этап. Представим себе ситуацию, когда изобретение внедрено и выпущен продукт, по сочетанию качества и себестоимости - № 1 в своей нише. Что, разработчики и менеджмент могут почивать на лаврах? Нет. Существует ещё такое понятие как "продвижение товара". Поясню на двух полярных примерах.

В этом году Украина ратифицировала Орхусский протокол, в соответствии с которым обязана сократить промышленные выбросы в атмосферу до международных норм. На практике это означает, что все ТЭС, ГОКи, цемзаводы, меткомбинаты и прочие должны установить фильтры, задерживающие не менее 99,8% пыли. Фактически же степень очистки выбросов на наших предприятиях составляет в подавляющем большинстве 92-96%. То есть, пределы допустимых концентраций превышаются в десятки раз.

И такой промышленный электрофильтр у нас есть. Наши фильтры уже стоят на предприятиях России и Прибалтики. Они качественнее и дешевле зарубежных. Тем не менее, украинские предприятия не хотят приобретать украинские фильтры. Это вопрос государственного уровня, но в отличие от проблемы утилизации илов, он не может быть решён на уровне мэра или губернатора. Как его решить, мы пока не знаем.

Ещё раз повторюсь: это не та "химера", с которой Попов обращался к морскому министру. Мы имеем готовый, работающий, заведомо необходимый государству, экологически значимый продукт, о котором известно всем, кому должно быть известно по должности. Но государственными предприятиями заказываются только зарубежные, более дорогие аналоги, уступающие отечественному электрофильтру по техническим характеристикам. Добавлю: электрофильтр на потоке - это 1000 новых рабочих мест.

Однако экологические инновации могут реализовываться не только на уровне правительства или местной власти. Экологически значимый проект может быть решён и на уровне рядового гражданина. Или не решён на уровне рядового гражданина.

Об этом - фильм…