mzsorganizator

Сергей Корсунский,


Директор департамента экономического сотрудничества
Министерства иностранных дел Украины

Конкурентоспособность компаний основывается на инновациях


(доклад на Первом Украинском Инновационном Форуме, г.Киев, 27.04.2007)


В современной экономике, основанной на знаниях, именно инновации в сочетании с профессиональным менеджментом образуют базу повышения конкурентоспособности и прибыльности компаний. В широком смысле можно утверждать, что вообще любая конкурентоспособность основывается на инновациях, следует только различать о чем идет речь - о новшествах в менеджменте, бизнес-модели или о технологической новизне. Первые два элемента помогут выжить на рынке, возможно - закрепиться в лиге сильнейших. Но по-настоящему глобальным лидером можно стать только тогда, когда у вас есть то, чего нет ни у кого - технологическое ноу-хау.

Инновационная составляющая определяет "место под солнцем" не только компаний, но и отдельных регионов и стран. Экономический рост и позитивную динамику финансово-производственных показателей могут демонстрировать и чисто торговые предприятия или ресурсно-ориентированные производства. Процветать в смысле притока капиталов могут и ориентированные на экспорт сырья страны. Однако устойчивое развитие демонстрируют только те, кто опирается на инновационную составляющую. Хрестоматийными являются примеры Саудовской Аравии, Венесуэлы, Кувейта, Нигерии, России - с одной стороны и Японии, Финляндии, Швеции, Израиля - с другой. Образцом экономики знаний являются США.

Инновационная экономика - не теоретическая разработка далеких от практики экономистов. Это совершенно реальный бизнес и очень большие деньги. Компания Интернет-телефонии Skype была продана за 2,6 млрд. долларов при инвестициях в 20 млн., а YouTube - за 1,7 млрд. при венчурных инвестициях в 11,5 млн. Сложно даже оценить рыночную стоимость компаний Силиконовой долины, которые возникли на разработках Стенфордского университета и Университета Калифорнии.

Известен ли другой сравнительно честный способ получить 10000 % прибыли за несколько лет? Кто бы поверил пять лет тому назад, что какой-то Интернет-поисковик, да еще и не монополист (имеется в виду "Google") будет стоить на рынке США 160 млрд. долларов и продолжать расти в цене? Следует осознать, тот факт, что рыночная капитализация компании Intel втрое больше, нежели всех автомобильных компаний Европы вместе взятых! А ведь в 1969 году, когда Intel было только год и в компании было только 218 сотрудников, а доходы едва превышали 500 тыс. долларов, инвестиционная компания Wells Fargo инвестировала всего 300 тыс. долларов в первый микропроцессор, который появился в 1971 году. Ныне рыночная стоимость Intel где-то под 300 млрд. Такие компании, как Apple, Microsoft, Staples, Cronos, AmGen, Google, SeaGate, Medtronic, e-Bay, JetBlue, OfficeDepot - все они, как и Intel, родом из венчурного бизнеса.

Успех крупнейшей компании в мире Wal-Mart во многом определяется тем, что там разработана лучшая в отрасли (и в мире) диверсифицированная электронная система заказов, доставки и учета товара. Каждый магазин имеет электронную связь с основными поставщиками, и информация буквально о каждой единице продукции поступает через всевозможные, включая спутниковые каналы связи как в распределительные центры, так и производителям. Программное обеспечение, которое, кроме всего прочего, позволяет проводить анализ товаропотока в размере каждого товара, товарных групп, отделов, магазинов, регионов, стран, и т.п., разрабатывается специалистами самой компании и приносит до 7 млрд. долларов готовой прибыли.

Говорить об инновациях для конкретной компании имеет смысл, если ее менеджмент все еще, - после 10-15 лет активной конкурентной борьбы, - не доволен достигнутым результатом. Закрепившись на рынке и заработав первый капитал, важно ответить на вопрос - а что дальше? При поиске ответа стоит учесть, что украинская экономика неизбежно становится все более открытой для международного бизнеса, и играть чисто по нашим правилам осталось всего два-три года. После вступления во Всемирную торговую организацию, формирования режима свободной торговли с ЕС национальный бизнес будет вынужден учитывать факт, который давно является аксиомой для западных компаний: сделать большие или очень большие деньги в современном мире можно только на интеллекте.

При глубине переработки нефти на отечественных заводах в 60-70% и нынешних ценах на энергоресурсы трудно даже представить ценность новейших технологий по ее переработке. Например, в России, где проблемы с ресурсами нефти не существует, додумались вовлекать ранее неутилизируемые нефтезаводские газы в производственный цикл и выпускать на их базе высокооктановые автомобильные бензины. Реализованный на одном из нефтеперерабатывающем заводов проект показал значительный потенциал и рекомендован к тиражированию. Приведем другой пример. В Украине отсутствует производство газовых баллонов, которые имеют широкий спрос как в быту, так и для оснащения автомобилей. Имеются отечественные разработки изготовления таких легких и прочных баллонов из композитных материалов, которые не реализуются только из-за отсутствия хотя бы минимального уровня начальных инвестиций.

Для проверки собственного уровня конкурентоспособности журнал The Economist предлагает простой тест: уроните ваше конкурентное преимущество себе на ногу. Если оно тяжелое, и вам больно - необходимо что-то менять. То, что пользовалось спросом раньше, требовало не много знаний, но много железа. Новые товары, которые ценятся потребителями сегодня, требуют огромного интеллектуального вклада и очень мало болтов и гаек. Так, если перевести средний вес изделий в составе американского экспорта на денежный эквивалент, то получится, что "вес" экспортного доллара снизился с 1970-х гг. более чем на половину. Меняется масса и плотность выпускаемых товаров. Ныне конкурентное преимущество часто весит не больше листка бумаги. В современной экономике наблюдается резкое, более чем вдвое снижение веса материальных активов по сравнению с долей нематериальных в обеспечении успеха компании на рынке. На финансовых рынках стало значительно легче аккумулировать необходимые средства, если в качестве залоговой стоимости компании используют патенты.

Почему именно швейная машинка Зингера стала основой текстильной индустрии? Потому, что он догадался перенести отверстие для нитки с конца иглы в ее начало (и не поленился запатентовать свое изобретение). Почему iPod лидирует на рынке mp3 плейеров? По оценкам потребителей - весь секрет в уникальном сенсорном механизме управления функциями плейера, удобство которого превышает такие недостатки, как несменяемая батарейка и далекое от совершенства программное обеспечение. Почему стиральный порошок "Умка" производства Украинского финансово-промышленного концерна лучше импортных аналогов? Потому, что он создан на основе запатентованной субстанции, которая просто стирает лучше. И это - украинская разработка. К сожалению, подобных национальных примеров все еще пока очень мало, но это не потому, что нет идей или желающих их осуществлять. В Украине пока еще отсутствует культура инновационного бизнеса, не отработаны механизмы его поддержки и развития.

Между тем, аксиомой является то, что конкурентоспособность бизнеса базируется прежде всего на стоимости, а не на цене товара. Чем больше ноу-хау в продукции - тем выше ее стоимость, тем устойчивее компания, тем больше у нее шансов выжить, тем выше ее кредитный рейтинг. А создается эта самая "прибавочная стоимость" в значительной степени инновациями, создание и использование которых требует квалифицированной рабочей силы, а также определенной корпоративной политики, целью которой является воспитание способности к восприятию нового. Любая компания, которая хочет сохранить свою нишу на рынке, ныне просто обязана отслеживать возникающие в сфере ее интересов новшества, поскольку появление одной удачной технологии может в корне поменять правила игры.

Общепризнано, что технологический процесс стал одним из тех факторов, которые обеспечили США позиции мирового лидера. В основе этого успеха - монетизация отношений между разработчиками инноваций и потребителями технологической продукции. Результатам прикладных научных исследований был придан статус "товара" и сформированы правила "торговли" этими "товарами" с учетом защиты интеллектуальной собственности. Следствием такой политики стало появление на рынке эффективного механизма инвестирования частных сбережений, поскольку новый, рисковый, но очень привлекательный товар, стоимость которого значительно превышает стоимость объектов недвижимости или предметов роскоши, способен был приносить невиданные ранее прибыли. Тем самым, в условиях постиндустриальной экономики инновации стали мощным элементом развития не только промышленности, но и сферы услуг, а также финансово-кредитной политики. Соответствующим образом оформленные права интеллектуальной собственности выступают залогом при оформлении банковских кредитов, являются элементом капитализации компаний, привлекательным элементом инвестиций. Размещение акций на бирже или на рынке заимствований (модное ныне IPO) принесет разные результаты, если компания располагает только инфраструктурой, недвижимостью или сегментом рынка, или ноу-хау, которое обеспечивает стабильное лидирующее положение на перспективу. Совсем не редкость в мировой практике приобретение компаниями патентов исключительно с целью повышения инвестиционной привлекательности.

Частью инновационного бизнеса, которая обеспечивает его развитие, является венчурный капитал. В совокупности с эффективной исследовательской инфраструктурой и адекватным законодательством венчурное финансирование определяет эффективность внедрения новых технологий. В США компании, которые поддерживаются венчурными фондами, производят до 20% ВВП. Венчурный капитал необходим на ранней стадии развития бизнеса, когда компании-новички пока еще не имеют возможности привлекать кредитные или инвестиционные ресурсы на рынке. Именно тогда венчурные фирмы, которые являются, как правило, частными инвестиционными товариществами или фондами и распоряжаются средствами частных инвесторов или общих инвестиционных фондов, становятся полноправным участником процесса. Венчурные капиталисты не просто привносят финансовые ресурсы, они становятся совладельцами компаний, поскольку классическая схема венчурного финансирования предусматривает конвертацию инвестиций в акции фирмы и непосредственное участие в ее дальнейшем развитии. Именно этот аспект - участие в управлении компанией, в которую вложены деньги, отличает венчурное финансирование от других способов инвестиций в хай-тек.

Статистика свидетельствует, что предприятия, в которые инвестирован венчурный капитал, развиваются лучше, создают больше рабочих мест и приносят больше прибыли, чем обычные старт-апы. Частные компании с венчурной историей инвестируют не только в собственный бизнес, но и в исследования, что являются особенно выгодным с точки зрения структурных реформ. Венчурные капиталисты относят на свой счет революционные преобразования не только в промышленных отраслях, но и в таком далеком от производства секторе, как торговля. Технология бар-кодов, безналичной оплаты покупок банковскими карточками, Интернет-торговля и многие другие теперь привычные технологии были разработаны в рамках инновационных проектов при венчурном финансировании.

Следует отметить, что инновации определяют конкурентоспособность не только компаний, но и территорий. Те регионы и страны, в которых концентрируются высокотехнологические производства, лидируют как по степени развития социальной инфраструктуры, так и по качеству жизни. Силиконовая долина, штат Бангалор, Ирландия, Финляндия являются показательными примерами. Положительный опыт демонстрируют уже и наши соседи: только по официальной статистике в структуре экспорта Новосибирской области стоимость научного центра превышает 30 млн. долларов в год, а всего институты, малые фирмы, софтовые компании вместе производят наукоемкой продукции на сумму около 100 млн. долларов в год.

Считается, что наиболее трудным в инновационном бизнесе является поиск "правильной" инновации. Не согласен. Ключевым в успехе инновационного бизнеса является умение управлять инновациями. Просто менеджера, который умеет принимать решения исходя из имеющейся у него информации и ресурсов, для этого не достаточно. Даже очень хороший менеджер, который умеет спрогнозировать, какая именно информация и ресурсы понадобятся ему для принятия решения завтра, справится с трудом. Тут нужен классный менеджер, который видит на год, пять, десять лет вперед, хотя можно себе представить и такого, видения которого обгоняет время. Процветают в инновационной экономике последние.